Струнный квартет НОНА. Живая музыка для ВАС!
 
ГлавнаяКвартетРепертуарФотоЦеныКонтакты
 

Живая музыка лечит душу


Слова "живая музыка лечит душу" можно было прочитать на корпусах музыкальных инструментов, сделанных средневековыми итальянскими мастерами. Великие мыслители, ученые и поэты древности - от Гомера до Авиценны - оставили нам свидетельства того, какую важную роль играла музыка в жизни народов того времени, и ее лечебного воздействия.

В XIX веке в Европе после того, как знаменитый французский врач-психиатр Ж. Д. Эскироль (1772-1840) провел опыты по применению терапии живой музыкой для лечения душевнобольных, она, то есть эта музыкальная терапия, получила довольно широкое распространение в клиниках. Благодаря трудам знаменитых физиологов, неврологов и психиатров И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерева терапия живой музыкой нашла применение и в России.

Интерес к лечению живой музыкой возобновился после Второй мировой войны. Так, в 1950 году в США была организована Национальная ассоциация музыкальной терапии (МТ), в 1975 году появился Центр МТ в Лондоне, в 1985 году в Германии при университете Виттен-Хердекс (земля Рейн-Вестфалия) заработал институт МТ. В Москве в 1997 году открылась Международная академия интегративной музыкотерапии. В настоящее время во многих развитых странах по направлению МТ готовят специалистов учебные заведения, издаются журналы, проводятся внутренние и международные конференции.
В начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А. Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Он предположил, а в последующем и доказал, что мозг человека, у которого орган слуха "глух" на частотах выше 7-8 кГц или имеющий выраженные недомогания (например, потерю чувствительности и др.), склонен к некоторой потере взаимодействия с внешним миром, деградации и, следовательно, к потерям энергетики. Говоря по-другому, мозг не может компенсировать уменьшение информативности поступающих через ухо сигналов, а посему сокращает объем выполняемых операций, косвенно оказывающих воздействие и на самочувствие, и на другие внутренние органы тела. Было заявлено еще, что "недомогающее" ухо оказывает неблагоприятное влияние на сознание и подсознание.

На основе проведенных исследований Томатис пришел также к заключению, что голосовой и слуховой аппараты неразрывно связаны между собой. С годами у людей голос тускнеет и теряет чистоту потому, что ухудшается способность слышать и воспроизводить высокие частоты; у пожилых мужчин и женщин с нарушениями слуха голос становится дребезжащим.

Томатис предложил лечить и корректировать нарушения слуха путем передачи в ухо внешних звуковых раздражителей от электроакустических вещателей. Он установил, что основные тоны (в интервале от 3000 до 8000 Гц) активизируют воображение, творческую активность, улучшают память, а среднечастотные (750-3000 Гц) уравновешивают мышечное напряжение, вносят успокоение.
Томатис пришел к выводу, что живая музыка обладает поистине мистической силой. Для реализации своих идей в области звуковой терапии он предложил использовать также и радиоаппаратуру, чтобы транслировать больному классическую музыку, содержащую высокочастотные звуки и гармоники таких инструментов, как скрипка, флейта, арфа, фортепьяно, кларнет, а также струнный квартет. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По мнению Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор свободно использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.
Подобными музыке Моцарта были признаны григорианские песнопения, а также произведения И.-С. Баха, А. Вивальди, Г. Генделя, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Было подмечено, что оркестровые и камерные сочинения для струнного квартета перечисленных композиторов, исполняемые в темпе один такт в секунду, оптимальны для терапии живой музыкой.

Разработанная программа лечения предусматривала 20 или 40 посещений студии терапии живой музыкой с двухчасовыми прослушиваниями рекомендованных "концертов". Новаторский подход в работе с пациентами заключался еще в том, что им разрешали заниматься лечением на дому с предварительной консультацией в стационаре. Больные могли по собственным ощущениям изменять время проигрывания лечебных мелодий, подбирать их по собственному вкусу.

В УТРОБЕ СО СТЕРЕОМУЗЫКОЙ

Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии - лечение живой музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить сеансы живой музыки для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же, что и для взрослых, - классическую музыку (однако без резких перепадов громкости), а также детские колыбельные песни.
Обобщив результаты тридцатилетних научных исследований и практики, Томатис в 1991 году выпустил книгу "Pourqoui Mozart?" ("Почему Моцарт?"). Пересказал ее и популяризировал метод Томатиса в 1997 году в книге "The Mozart effect" американский просветитель в области МТ Дон Кемпбелл (на русском языке книга "Эффект Моцарта" в переводе с английского вышла в 1999 году в белорусском издательстве "Попурри").

Специалисты провели множество инновационных исследований по проверке положительного влияния классической музыки в живом и не только исполнении (в частности, сочинений Моцарта) на различные аспекты жизни, помимо лечебной и театрально-концертной деятельности. Разработаны музыкальные программы из произведений для струнного квартета, скрипки или фортепьяно с оркестром, симфоний, сонат, вокальных партий и др. Установлено, что такое музыкальное воздействие (эпизодическое, периодическое, фоновое) на человека повышает успеваемость в учебе, уменьшает количество ошибок при подготовке сложных текстов и редактировании их, повышает производительность труда.

к списку статей

 
FAQОтзывыНаши клиентыКарта заказовПубликации и статьиАрхив новостейВыездная регистрация
© Струнный квартет «Нона», 2008-2021 Яндекс.Метрика