Струнный квартет НОНА. Живая музыка для ВАС!
 
ГлавнаяКвартетРепертуарФотоЦеныКонтакты
 

Струнный квартет как исполнительский ансамбль и его роль в жанре «Музыкальное сопровождение проздников»


Струнный квартет как исполнительский ансамбль и его роль в жанре «Музыкальное сопровождение проздников» Формы бытования струнного искусства в Италии, Франции, Центральноевропейских странах. Социальные факторы, способствовавшие развитию струнного квартета. Дилетанты и профессионалы. Упадок любительского квартетного музицирования в начале XIX века Издавна под понятием "камерная, живая музыка" подразумевалась музыкальное сопровождение праздников в домашнем кругу, объединяющая родственников, интимных друзей, знакомых, единомышленников. Такое искусство имело целью отвлечь человека от повседневных стрессовых состояний, отключение от забот, расслабление. Кроме того, оно предполагало эстетизацию домашнего быта, что связывалось не только со слушанием музыки, но и с участием в ее исполнении. Подобным задачам в значительной мере соответствовал струнный квартет, возникший, примерно, в 30=х годах ХУШ века. Это была подлинная живая музыка друзей (одно из определений камерной музыки). Именно здесь постепенно утвердилась идея выразить живыми музыкальными средствами наиболее интимные чувства в форме "изысканной", "одухотворенной", "доверительной" беседы. Об этом писали известные немецкие музыковеды ХУШ века Каттезон, Шайбе, Щубарт, а также Гете и Стендаль. Однако квартетное исполнительское искусство развивалось в странах Европы по-разному. Здесь сказались различия общественной жизни, национальных традиций, бытовых условий, складывавшихся в Италии, Франции, странах Центральной Европы. Остановимся на этом более подробно. В ИТАЛИИ, вероятнее всего, были созданы наиболее ранние образцы живой музыки для струнного кквартета. Вместе с тем, подобная ансамблевая форма долгое время не привлекала особого внимания музыкальной общественности. D центре художественных ориентации итальянской публики, если иметь в виду инструментальную музыку, в значительной степени находился скрипач-солист, концертант. Высокое мастерство солиста на протяжении XVII и первой половины Х. VIII века вызывало наибольший общественный интерес. В церкви скрипичное соло исполнялось в особо торжественных случаях, при выносе даров, то есть в моменты, когда служба достигала наивысшего духовного подъема и требовалось привести в состояние духовного экстаза души верующих. Вплоть до 1692 года, например, собор св. Капка в Венеции специально содержал для подобных целей двух скрипачей. Не менее пышно обставлялось исполнение светской концертной и оркестровой музыки, В этой связи представляет интерес описание академического собрания в Болонской академии А. Банчиери в 1626 году: "Музыканты, члены академии — все являются композиторами. Они поют и умеют играть почти на всех инструментах. Зал, в котором проводятся собрания, украшен позолоченной лепкой и имеет эстраду, с которой выступают академики. На стенах висят превосходные полотна Гвидо Рени, Караччи, Гуэрчино и др. ... Порядок открытых музыкальных собраний следующий: в начале исполняются различные концерты для одного или нескольких голосов... В перерыве один из "виртуозов" поднимается на кафедру и выступает с сообщением или докладов по какой-нибудь заслуживающей внимания аудитории теме, после чего концертирование продолжается", Такова была, в течение длительного времени, сложившаяся в Италии исполнительская традиция, отвечавшая общественным потребностям. Целые поколения слушателей воспитывались на сольной, ансамблевой и концертной музыке (трио-соната, сольная соната, кончерто гроссо, сольный инструментальный концерт), предполагавшей высокую степень профессионального владения инструментом. В данных рамках утверждался художественно самостоятельный инструментальный стиль, обнаруживающий в первой половине ХУШ века все большее стремление к психологическому углублению, содержательности музыки, ее эмоциональному разнообразию. Что касается любительского камерно-ансамблевого музицирования, то о нем мало что известно, по-видимому, в 30-х — 10-х годах в Венеции, Милане, Падуе получает некоторое развитие «домашнее» музыкальное сопровождение праздников у патрициата. Возможно, что в подобном кругу начал также культивироваться принцип игры concertante, поскольку, особенно в Милане, больщую популярность завоевали так называемые "Квартетные симфонии" Саммартини и некоторых других второстепенных итальянских композиторов (Чиеза, Г. Дяулини, Ф. Галимберти, Г. Пиацца и т.д.), особенно хорошо звучавшие в одинарном составе. Подобной формой исполнительского искусства увлекались и профессиональные музыканты. История сохранила имена участников, возможно, первого стабильного по составу струнного квартета, возникшего в 1767 году. Один из них — композитор и альтист Камбини — уже в преклонном возрасте писал: "В молодости я прожил шесть счастливых месяцев в таких занятиях, в таком наслаждении. Три великих мастера — Манфреди, превосходнейшие в отношении оркестровой и квартетной игры скрипач, Нардини, столь же прославившийся благодаря совершенству своей игры как виртуоз, и Боккерини, чьи заслуги достаточно известны, — оказали мне честь, приняв меня в качестве солиста., ". Имеются также сведения о том, что небольшие кружки знатоков и композиторов — любителей ансамблевой игры — существовали в Падуе. Здесь разыгрывались в шестидесятых годах ХУШ века так называемые "струнный квартеты" Тартини, вероятно, специально для этой цели им написанные. Любителями игры в струнном квартете были также некоторые музыканты, группировавшиеся в Турине вокруг ученика Корелли Джованни-Баттиста Сомиса. Однако струнному квартету в Италии не суждено было стать заметным явлением в области «музыкальное сопровождение праздников». Выше уже говорилось, что живая музыка о. cucttio не занимала сколько-нибудь заметного места в среде как любителей, так и профессионалов. Кроме того, вторая половина ХУШ века (время становления и расцвета ианра струнного квартета) совпадает с кризисными явлениями, охватившими, в частности, итальянское смычковое искусство. Знаменитые инструменталисты, как известно, покидали свою родину и обосновывались в других странах: Локателли — в Голландии, Джеминиани — в Англии, Виотти уезжает во Францию, Боккерини находит себе пристанище в Испании. То же самое можно сказать о многочисленных исполнителях не столь высокого ранга, искавших поле деятельности при дворе австрийского императора, в капеллах немецких князей, чешских и венгерских аристократов и даже уезжавших в далекую Россию. ВО ФРАНЦИИ национальные общественно-значимые традиции, связанные со смычковым четырехголосием, просматриваются еще в меньшей степени, чем в Италии, хотя и по другим причинам. Если в Италии скрипка очень рано завоевала высокое общественное положение как концертный инструмент, то во Франции, вплоть до начала ХУШ века, она используется преимущественно в оркестре, уступая концертные подмостки виоле, поскольку звуковые качества последней более отвечали изысканным вкусам французской аристократии. В процессе вытеснения виолы как с концертной эстрады, так и вообще из жанра «музыкальное сопровождение праздников», скрипка, не без влияния итальянской исполнительской традиции, утверждается в значительной степени как концертный инструмент, но уже на новой классицистской основе. Вместе с тем, видное место продолжал занимать оркестр "24 скрипки короля", исполнительские традиции которого восходили еще к Ж, Б. Люлли, За честь играть в нем соревновались наиболее выдающиеся концертанты времени первого расцвета французской скрипичной культуры Пьер Гиньон и знаменитый Жан кари Леклер (ученик Д. Б. Сомиса). Только значительно позже, а именно в 1767 году, после того, как Боккерини опубликовал в Париже свои первые так называемые "Концертные струнный квартеты", возникли предпосылки для создания французского Quatuor, который, впрочем, поначалу также связан с именами музыкантов — выходцев из Италии, таких, например, как Джованни Баттиста Виотти... Таким образом, искусство игры в струнном квартете во Франции ХУШ века, очевидно, не вызывало большого обшественного интереса, разве лишь тогда, когда первый скрипач выступал как солист-виртуоз в сопровождении остальных трех инструментов, ограниченных чисто аккомпанирующей ролью. Высокохудожественная квартетная «живая музыка», сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена начали пропагандироваться во Франции много позднее, благодаря неутомимой деятельности Пьера Байо (I77I-I842), который примерно с 1814 года возглавил первый во Франции постоянно действующий струнный квартет.

к списку статей

 
FAQОтзывыНаши клиентыКарта заказовПубликации и статьиАрхив новостейВыездная регистрация
© Струнный квартет «Нона», 2008-2021 Яндекс.Метрика