Струнный квартет НОНА. Живая музыка для ВАС!
 
ГлавнаяКвартетРепертуарФотоЦеныКонтакты
 

Струнный квартет как исполнительский ансамбль и его роль в общественно-музыкальной жизни.


Исследование проблем истории музыки сквозь призму отдельных жанров — явление нередкое в зарубежном и отечественном музыкознании. Подобный подход дает возможность сконцентрировать внимание на тех или иных локальных моментах исторического процесса, позволяет углубленно показать различные его стороны, остановиться на наиболее существенных деталях. В этом отношении струнный квартет вызывает особый интерес, так как в истории его развития обнаруживается немало "белых пятен".

Так, в отечественном музыкознании почти не разработаны вопросы предыстории классического струнного квартета. Между тем ранний период его развития, если не считать единичных случаев, начинается, примерно, в 30-х годах ХУШ века и представляет значительный интерес, ибо во многом раскрывает сущность процессов кристаллизации новых принципов живого музыкального мышления, получивших позже столь яркое выражение в стиле Венского классицизма.

Следует также сказать о том, что обширная квартетная продукция, заполонившая европейские страны в последней трети ХУШ века, точнее, начиная с 70-х годов, почти не изучена, в частности — сочинения так называемых "Малых мастеров венской школы", имевшие в большинстве своем сугубо бытовое назначение. Но и здесь складывались имманентно присущие струнному квартету типологические принципы музыкального сопровождения, однако обнаруживающие некие специфические признаки. Все это, в совокупности с классическими образцами квартетного творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена, образовало особую семантическую "зону", самостоятельную жанровую сферу, которую целесообразно изучать в совокупности.

Исследование имеет целью последовательно, в целостном виде, изложить исторические процессы, связанные с означенным периодом становления данного жанра, которые представляются чрезвычайно важными для его последующего развития в XIX и даже XX веках.

Интерес вызывает, во-первых, социальный статус струнного квартета, формы его бытования как   исполнительского   ансамбля в ХУШ — начале XIX века; во-вторых, специфические особенности самой музыки для двух скрипок, альта и виолончели, процессы ее становления, образная сфера, драматургия, регистрово-фактурные отличия квартетного письма, порождающие своеобразную " звуковую среду", присущую совокупности четырех смычковых инструментов в ее бесчисленном вариантном множестве.

Действительно, жанр струнного квартета, как это будет видно из последующего, нес определенную социальную функцию. По мнению автора, он явился, в известной мере, отражением демократизации общественных отношений в искусстве «живая музыка» эпохи Просвещения. Однако это отнюдь не означало какого-либо упрощения музыки. Напротив, струнный квартет воплотил в себе совершенно новые формы, завершенность и красоту гармонического четырехголосия. Именно здесь была достигнута своеобразная утонченность, пластичность и художественная содержательность голосоведения, которую Гёте уподобил "разговору четырех умных собеседников". Если иметь в виду классический струнный квартет, сформировавшийся примерно к началу 80-х годов ХУШ века, можно (в первом приближении) постулировать наиболее типические признаки, отличающие его от других жанров. Это, во-первых, равноправие (смыслосодержательное, структуросозидательное) четырех солирующих   голосов; во-вторых, диалогичность, как наиболее характерный признак изложения музыкального сопровождения, часто возникающая в ходе его развития благодаря мотивно-тематической разработке, не совпадающей по вертикали в четырех партиях.

Вопросы истории квартетного искусства представляются сегодня весьма актуальными. Концертно-исполнительская практика свидетельствует о неизменном интересе к жанру струнного квартета, отвечающему самым высоким эстетическим потребностям современной слушательской аудитории. Более того, именно в настоящее время наблюдается своеобразный "ренессанс" предклассической и классической камерной музыки. Средства массовой информации многих столиц и крупных городов европейских стран не только систематически транслируют струнный квартеты и другие ансамбли Гайдна, Моцарта, Бетховена, но и сочинения значительно менее известных композиторов, таких как Я. Зах, Ф. И. Тума, Й. Мысливечек,Ф. А. Мича, К. Диттерс фон Диттерсдорф, Я. К. Ваньхал, Л. Кожелух, братья П. и А. Враницкие и др. Это нередко маленькие шедевры, которые заставляют по-новому взглянуть на музыку, казалось бы, безвозвратно принадлежащую прошлому. Выявляется, что она жизнеспособна, имеет свою струнный квартетную специфику; ее, несомненно, следует изучать и, разумеется, играть, особенно молодым музыкантам.

"Игра в струнном квартете, — справедливо отмечает Л. Н. Раабен, требует особо? специализации, основанной на знании и освоении специфики квартетной литературы". В этом смысле изучение истории данного жанра является одним из источников подобного знания, которое вооружает исполнителя в теоретическом и практическом отношении, способствует росту его образованности, развитию его духовной культуры.

Обзор музыковедческой литературы трактующей вопросы квартетного искусства, позволяет говорить о рано возникшем интересе к данному жанру, о многообразных аспектах его рассмотрения.

Различные суждения эстетического и теоретического плана о струнном квартете высказываются во многих музыковедческих трудах еще в ХУШ веке. Так, например, И. И. Кванц в начале 50-х годов стоит на ретроспективных позициях, излагая целую программу сочинения на основе принципа "а-4", полностью отвечающую немецкому барочному стилю. Ф. Э. Бах в 1757 г. ратует за обязательное сопровождение струнного квартета клавишными инструментами. Но уже в 70-х годах известный немецкий теоретик И. Г. Зульцер пытается наметить основное эстетическое кредо классического струнного квартета, характеризуя музыку для этого состава как выражение подлинно страстной звуковой беседы, что предполагало совершенно новые принципы организации жанра «музыкальное сопровождение праздников», по сравнению с тем, как представляли себе квартетную фактуру И. И. Кванц и Ф. Э. Бах. О струнном квартете упоминают в своих трудах видные немецкие теоретики ХУШ века И. А. Шейбе, К. Ф. Шубарт, И. Ф. Рейхардт и др. Практически об этом жанре говорится так или иначе в большинстве трудов по истории музыки, начиная с конца ХУШ века и кончая нашим временем.

Иначе обстоит дело со специальными работами исторического плана. Даже в масштабах Европы нельзя сказать, чтобы их было очень много. Только в начале XX века появился сравнительно небольшой по объему труд А. Зандбергера , в котором речь идет о предыстории струнный квартетов Гайдна. В связи с этим автор рассматривает, начиная с ХУЛ веке, становление в Германии и Австрии различных форм камерно-инструментального музицирования, а также касается творчества некоторых немецких, австрийских, чешских и итальянских композиторов первой половины ХУШ зека. Давая их музыке краткие характеристики, Зандбергер обращает внимание читателя на редко упоминаемые в музыковедческой литературе имена И. Р. Майра, П. Камерлоэра, чешского композитора Я. Заха, намечая нити, ведущие от их творчества к ранним струнного квартетам Гайдна. Основной вывод Зандбергера: родословная струнный квартетов Гайдна восходит к немецкой сюите, в которой воплотился дух музицирующего народа.

Предгайдновский период развития струнного квартета рассматривается также в диссертации У. Леман "Немецкое и итальянское начало в предыстории классического струнного квартета". Данное исследование, по сравнению с работой Зандбергера, значительно более объемно. Автор анализирует многочисленные формы четырехголосной музыки, утвердившиеся в период примерно с 30-х по 70-е годы ХУШ века, как в Центральной Европе, так и на Аппенинском полуострове. В ходе этого делается попытка выявить в музыке струнный квартетов немецкие и итальянские национальные признаки. Однако в работе У. Леман, по нашему мнению, несколько излишне акцентируется гегемония немецкой и итальянской композиторских школ. Во всяком случае, ряд чешских музыкантов (Я. В. Стамиц, его сыновья, В. Пихль и др.) причисляются ею к немецким композиторам. 0 роли чешского народа в развитии западноевропейской живой музыки в ХУШ веке почти ничего не говорится.

Автором наиболее значительных трудов по истории зарубежного струнного квартета как по объему, так и в смысле научной ценности можно считать Л. Финшера, ныне руководителя кафедры музыкологии Гейдельбергского университета. Еше в 1962 г. он опубликовал сообщение "К социальной истории классического струнного квартета" . Оно примечательно попыткой связать художественный уровень музицирующих дилетантов (главных "потребителей" квартетной продукции В жанре «музыкальное сопровождение праздников»  в ХУШ веке) с той или иной общественной прослойкой. Заслуживает внимания сама постановка вопроса, хотя делить любителей на более квалифицированных аристократов и менее квалифицированных представителей буржуазных кругов, как это делает Финшер, представляется слишком упрошенным и прямолинейным. Не отвечает действительному положению вещей вытекающий из этой посылки тезис: "невероятный поток легкой квартетной музыки, буквально захлестнувший Вену, не находил себе доступа в избранный круг музицирующих аристократов" . Однако сама мысль о том, что развитие квартетной музыки диктовалось общественной потребностью (по Финшеру, более демократических слоев населения) в целом кажется правильной.

В 1974 году выходит книга Л. Финшера "Исследовательские очерки по истории струнного квартета" . В ней трактуются вопросы становления данного жанра от истоков до творчества Гайдна включительно. В первой части рассматривается предыстория струнного квартета, сообщаются сведения об основных регионах его развития, исследуются ранние формы четырехголосия. Особое внимание уделяется формированию стилевых жанровых особенностей струнного квартета, утверждавшихся в ходе отказа от генерал-баса, постепенной выработки специфического соотношения голосов, диктуемого принципом "диалогичности", а также монофоническим, а не оркестровым звучанием четырех смычковых инструментов. Во второй части последовательно анализируются струнный квартеты Гайдна вплоть до ор» 33, по праву почитавшегося первым образцом классического совершенства. В книге собран значительный фактологический и аналитический материал. Она представляется ценным вкладом в историю и теорию квартетного искусства.

Среди зарубежных авторов, публиковавших исторические сведения в справочных и периодических изданиях, выделим снова Л. Финшера и его обстоятельную статью , а также А. Халла и М. Пеншерля.

* Это положение опровергается многими историческими документами.

В Германии "Рекламный путеводитель по камерной музыке"*, изданный целым авторским коллективом, в который вошли видные ученые и музыканты А. Вернер-Йензен, Л. Финшер (Гейдельберг), В. Людевиг (Штутгарт), К, Х. Штамер (Вюрцбург) и др. Данная книга (1168 с, 560 нотных примеров) представляет читателю не только уникальный по объему справочный и фактологический материал (в том числе и относительно струнного квартета), но и отличается высоким уровнем изложения, как описательного, так и аналитического порядка.

Наиболее многочисленны специальные работы, относящиеся к квартетной музыке отдельных композиторов ХУШ -начала XIX веков. Самое значительное место в них занимают исследования струнный квартетов Гайдна, Моцарта и Бетховена. В частности, библиографический список в вышеупомянутой статье о струнном квартете включает II отдельных статей и 7 монографий, посвященных Гайдну, 13 статей и 7 монографий — Моцарту, б статей и 8 монографий — Бетховену, причем указывается, что это лишь наиболее значительные исследования. Есть также отдельные работы о квартетной музыке Шуберта, Мендельсона, Шпора, Брамса и др. Монографические работы подобного рода представляют собой немаловажный вклад в историю и теорию струнного квартета ХУШ — XIX веков. Однако наряду с музыкой корифеев Венского классицизма и немецких романтиков существуют значительные пласты развития данного жанра, еще не получившие в музыкознании должного освещения. К ним можно отнести, например, сочинения так называемых "Малых мастеров венской школы", творчество которых, как представляется автору данной работы, имело большое значение для своего времени и, более того, определило некоторые направления дальнейшего развития квартетной музыки,

В нашей стране специальные книги, посвяшенные квартетному искусству, принадлежат перу Л. Раабена, Р. Давидяна. Первая имеет главным образом теоретический и инструктивный характер. В ней поднимаются вопросы работы в области «музыкальное сопровождение праздников», игровые проблемы, связанные с интонацией, ритмом, динамикой. Несмотря на сравнительно небольшой её объем, автор сумел затронуть в ней основные моменты освоения специфики жанра, связанные с выработкой ряда важнейших навыков ансамблевого музицирования, в том числе организационную сторону процесса самих занятий в струнном квартете, без чего трудно добиться создания подлинно профессионального ансамбля.

В книге Р. Давидяна, наряду с вопросами исполнительства и педагогики, содержатся также ценные сведения о струнный квартетном искусстве в России, обогащающие представления о нем как о значительном явлении в истории данного жанра.

Отметим также появившиеся в самое последнее время две научные работы, посвяшенные струнному квартету. Это кандидатская диссертация Л. Синявской "Струнный квартет и живая музыка в становлении русской музыкальной культуры (1790-1860 гг.)" и докторская диссертация Р. Давидяна "Квартетное исполнительство".

В первой выявляется роль струнного квартета в истории российского искусства живой музыки, значимость его типологических особенностей как важного фактора становления национального симфонизма, что придает исследованию проблемный характер. Рассматриваются струнный квартеты А. Тица, М. Виельгорского, А. Алябьева, М. Глинки, далее В. Кастриото-Скандербека, И. Ласковского, Н. Афанасьева и, наконец, А. Рубинштейна. Следует отметить высокий уровень музыкально-теоретического анализа данных сочинений, неординарность, творческое начало, сопутствующее исследовательской мысли автора.

Докторская диссертация Р. Давидяна представляет собой масштабное научное обобщение большого личного исполнительского и педагогического опыта, теоретических и методических трудов автора, подкрепленное значительной исследовательской работой, связанной с анализом исторических материалов.

Вышесказанное еще раз свидетельствует об актуальности исследования вопросов квартетного искусства. Вместе с тем остается значительное поле для дальнейших научных разработок и, в частности, в связи с историей западноевропейского струнного квартета. Отдельные сведения о нем содержатся в трудах И. Бэлзы , Г. Гинзбурга , в совместной работе Г. Гинзбурга и В. Григорьева , Ю. Кремлева , Т. Ливановой , Улыбышева , Г. Чичерина , Особняком стоит книга П. Долгова, посвященная исключительно струнного квартетам Бетховена, Ее автор, не будучи специалистом-музыковедом, видел свою задачу "в создании образно-эмоциональной "биографии" квартетного творчества Бетховена, в обращении к музыкантам-исполнителям от лица исполнителя-практика, всю жизнь игравшего эти струнный квартеты, в том числе в области, называемой «музыкальное сопровождение праздников» глубоко изучившего их, проникшегося самим духом этой бессмертной музыки"*. Ценные материалы о западноевропейском струнном квартете содержат также переведенные нерусский язык труды Г. Аберта, И. Новака и, особенно, высокохудожественная книга Р. Роллана.

Кроме перечисленных и многих других работ в данном исследовании широко использованы архивные документы, в частности, периодическая пресса ХУШ — первой половины XIX вв., нотные рукописи и публикации малоизвестных композиторов ХУШ в., хранящиеся в фондах Российской государственной библиотеки, в библиотеках Праги — "Клементинуме" (музыкальный отдел государственной библиотеки Чешской Республики, в Страховском му-зее-книгохранилише, в Брненской государственной университетской библиотеке, в библиотеках музыкальных академий Праги и Брно, в Немецкой государственной библиотеке имени А. Гумбольдта, в библиотеке Высшей музыкальной школы Гейдельберга-Мангейма. Кроме того, некоторые нотные первоисточники были получены автором из Чешского музыкального фонда (Прага).

В методологическом отношении основой данного исследования является принцип историзма. Он предполагает, как уже говорилось выше, целостный  подход к объекту познания с точки зрения того, как он возник, какие главные этапы в своем развитии проходил.

В свете этого правомерно рассматривать развитие жанра струнного квартета от генетических истоков, восходящих примерно к началу эпохи Барокко. Далее главные этапы его становления характеризуются поиском однородного инструментального состава, кристаллизацией наиболее типических для данного состаза фактурных соотношений четырех голосов. При этом чрезвычайно важным обстоятельством явился постепенный отказ от сопровождения

клавишнями инструментами, исполнявшими функцию генерал-баса. Подобные процессы носили весьма сложный и противоречивый характер, претворялись в тех или других западноевропейских регионах, в соответствии с различными национальными традициями или социальными условиями, по-разному. 3 ходе этого возникали многие типовые формы предклассического струнного квартета. Наконец, важнейшим этапом в развитии данного жанра уже классического периода явилось преломление в нем стилевых особенностей Венского классицизма.

Целостный подход к данному "объекту познания" предполагает еше одну важную, с точки зрения его специфики, дефиницию, вытекающую из того, что под понятием "струнный квартет" подразумеваются: I) исполнительский ансамбль; 2) живая музыка для четырех инструментов. Первое целесообразно рассматривать с историко-социологических позиций, связывая эволюцию квартетного исполнительства от бытовых к профессиональным формам с общественными факторами. Во втором случае развитие струнного квартета исследуется главным образом в музыкально-теоретическом плане (анализ мелоса, ритмических, гармонических особенностей, формы, квартетной фактуры, музыкальное сопровождение и т.д.).

Таким образом, в работе делается попытка рассмотреть комплекс взаимосвязанных элементов — квартетное исполнительство и литературу для струнного квартета как взаимодействующую   систему.   Значит, и системный подход, помогающий на каждом этапе исследования выявить иерархию "материальных" и "идеальных" рядов и элементов квартетного искусства, их структурные взаимосвязи, получает конкретное преломление, исходя из специфики изучаемого предмета.

Говоря о музыкально-исторических процессах развития жанра «музыкальное сопровождение праздников», нельзя также не касаться их стилевой природы. Но "системный подход к истории музыки, — как писал Л. Н. Раабен, — отнюдь не отменяет стилевого... Ведь каждый стиль, каждое направление в музыке зиждется на той или иной организации-системе (ладотональной, ритмической, интонационной); сами принципы формирования, музыкальное сопровождение, тематические структуры в любом стиле определяются лежащей в его основе системой. Поэтому и природу стиля, эволюцию стилей, их связь или "борьбу", родство или антагонизм мы также можем глубже понять, применяя системный анализ"*.

Использование в работе обширного нотного материала дало возможность вывести наиболее типические признаки исследуемой музыки. Анализ значительного количества сочинений благодаря повторяемости отдельных элементов (звуковысотных, метроритмических, архитектонических, структурных) позволяет выявить характерные стилевые признаки развития жанра струнного квартета, параметры его близости к другим инструментальным жанрам или, наоборот, отличий.

В  первой  главе  даются сведения о формах бытования струнного исполнительства в Италии, Франции, среднеевропейских странах. Рассматриваются социальные факторы, способствовавшие расцвету музыкального дилетантизма и, в частности, квартетного музицирования в эпоху Просвещения, росту его художественного уровня благодаря привлечению в дилетантскую среду музыкантов-профессионалов. Приводятся малоизвестные документальные сведения о живой музыке Вены, Праги, ХУШ веке, а также живого музыкального быта в провинциальных регионах. Выявляются причины постепенного упадка дилетантского искусства (о чем с тревогой писала периодическая пресса 20-х годов XIX века) и появления первых квартетистов-профессионалов.

Вторая   глава  посвящена формированию жанра струнного квартета примерно с конца ХУЛ в. до 30-х годов ХУШ а* Говорится об особенностях его становления в различных европейских странах. Делается вывод, что в Италии сочинения, написанные в форме "а-4", оставались в общем вне магистрального развития инструментальной музыки, которое представляли главным образом трио-соната, сольная соната, Соnсеrto Grosso, инструментальный концерт. И только в 20-30-х годах постепенно намечается интерес к "четырехголосному солисту", то есть к струнному квартету.

Во Франции подобный интерес начинает проявляться еще позже, причем предпочтение отдается многотембровым составам, то есть в струнный квартет включаются духовые инструменты.

Наиболее последовательное развитие четырехголосного ансамбля наблюдается в Средней Европе, особенно в австрийских и чешских землях, которые издавна славились повсеместным распространением камерного любительского и профессионального музицирования. В связи с этим рассматриваются особенности фактуры, формы и других сочинений, созданных для четырех смычковых инструментов П. Пейрлем, П. И. Веивановским, Я. Д. Зеленкой и др.

Предметом анализа в   третьей  главе   становятся типовые формы предклассического струнного квартета, возникшие в промежутке между тридцатыми и семидесятыми годами ХУШ века. Развитие подобных форм совпадало с кардинальными стилевыми переменами, происшедший в европейской музыке. Подробно анализируются как прогрессивные, так и консервативные тенденции становления "концертного струнного квартета" (Галуппи, Д. Б. Саммартини), "симфонии для четырех инструментов" (Н. Иомелли, А. Бриоши и др.), французского "кватуора" (Г. Гийме, Ж. Ж. Мондонвиль), "квартетной сонаты" (И. Ф. Фаш, И. Г. Граун, И. Г. Янич, И. Хольцбауэр), дивертисментной музыки (И. Штарцер, Я. К. Рихтер, М. Гайдн) и др. В результате следует вывод о том, что различные типовые формы доклассического струнного квартета не обладали четко выраженными стилевыми признаками. Их разнообразие свидетельствует об усиленных поисках оптимального выражения художественной сущности нового жанра и фактически отражает сложный эволюционный процесс, в ходе которого он рождался.

Четвертая   глава  призвана дать представление о струнном квартете в творчестве так называемых "Малых мастеров венской школы". Этот громадный пласт музыки играл в период от 70-х годов ХУШ до начала XIX вв. значительную роль, представляя один из самых массовых жанров, получивших широкое распространение во всех слоях общества. Анализируются многочисленные примеры подобной квартетной литературы в плане особенностей четырехголосной фактуры, тематизма и его развития, циклической формы. Все это дает возможность определить место и функции данной музыки в структуре координат Венского классицизма, ее стилевые особенности в плане как сходных черт с классическим струнный квартетом, так и отличий от него, наконец, проследить присущие ей эволюционные процессы.

Далее следуют три главы:   Струнный квартеты  Гайдна; Струнный квартеты  Моцарта; Струнный квартеты  Бетховена.   В них получили отражение, во-первых, отбор и обобщение наиболее важных сведений об этой музыке в объеме, соответствующем характеру данного исследования; во-вторых, последовательное изложение подобного материала. Это дает возможность непосредственно сравнивать индивидуальные стилевые особенности композиторского почерка корифеев Венского классицизма, что может способствовать более глубокому постижению каждого из них в отдельности. Плодотворными представляются также аналитические сравнения струнный квартетов с музыкой, написанной в других жанрах. В ходе всего вышеизложенного выявлены некоторые новые моменты, оставшиеся вне поля зрения музыковедения, например, близость в ряде случаев мелоса, ритмического строения в струнного квартетах Гайдна, Моцарта, Бетховена к западнославянским фольклорным истокам. Вместе со всем этим сделана попытка осмыслить их творчество как   единый   процесс, сыгравший огромную роль для дальнейшего развития жанра в XIX и, в известной степени, XX веке.

В  Заключении   содержатся основные выводы исследования, дающего основание   по-новому   оценить значение предыстории струнного квартета как фактора формирования самобытности данного жанра; конкретизировать некоторые специфические признаки квартетной музыки и исполнительского стиля, порожденных эпохой Венского классицизма, нашедших претворение в инструментальной культуре XIX и XX веков.

Практическая   ценность  работы заключается в том, что достоянием музыкознания становится ряд новых материалов, которые могут быть использованы в лекционных вузовских курсах истории музыки и истории струнного искусства. Материалы диссертации, возможно, представляют интерес и для исполнителей-инструменталистов, как в концертном, так и в педагогическом плане, в частности, в плане "открытий" забытых сочинений, и сегодня не потерявших художественное значение.

к списку статей

 
FAQОтзывыНаши клиентыКарта заказовПубликации и статьиАрхив новостейВыездная регистрация
© Струнный квартет «Нона», 2008-2021 Яндекс.Метрика